АУДИОКОЛЛЕКЦИЯ
МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской
 
К списку программ На основной сайт


Радиопередача: Взаимоотношения ученика и учителя


Взаимоотношения ученика и учителя
Текст читают педагог-психолог Гадаборшева Диана Саварбековна и учащиеся школы Лобач Дарья и Ходункова Ирина
Автор сценария – Гадаборшева Д.С.
Монтаж аудиозаписи – Сапожников Ю.А.
Эфир: 13.02.2014

 
Классный час на тему «Учитель – ученик».

Кто же наши учителя? Мы учимся всю жизнь, жадно хватая опыт каждого мига существования, складывая результаты учёбы на ровные полочки своей драгоценной памяти. Полочки высокие и низкие, далёкие и близкие. Разум сам выбирает, что делать с принятым, и каждый раз верно отдаёт нам когда-то нами изученное. Полочки растут, надстраиваются одна над другой, формируя целую сокровищницу мыслей, событий, фактов, умозаключений. Своих, чужих, недосказанных и недописанных. Главное – они выстроенный фундамент нашей мудрости.

Кто они, наши учителя, по жизни?

Родители. Первые, единственные, верные и искренние. Настоящие. Их инструментом ученья станет многолетний опыт, десятки шаблонов решения проблем, а при их отсутствии – энциклопедия советов, построенная на бетонной мудрости, которую они закладывают в сознание собственных детей.

Педагоги. Инструментом их наученья является процесс образования, который они гордо осуществляют, формируя знания, умения, навыки и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности. Не всегда удачные и любители своего дела, не всегда толерантные и гуманные, но однозначно знающие больше ученика, педагоги с самого детского сада выстраивают личность и разум, направляя процессы воспитания, образования и развития каждого, кто сидит за партой четверть своей жизни.

Книги. Источники мудрости всех поколений, исторический опыт, наследие разумов и мировоззрений. Написанные разными характерами, талантами, личностями, эпохами, они тихо хранят в себе реальности и идеалы, опыт времён и народов, толкая к размышлениям и выводам, анализу и умозаключениям, созданию собственной всеобщей теории всего, вечно пребывая в величественном безмолвии, дыша стариной или же новейшей полиграфией, учат каждым своим слогом, каждым томом, начиная от Букваря и заканчивая Энциклопедией.

Окружение. Учит нас средой, в которой мы совершаем свои многочисленные действия в пространстве жизни, совершая ошибки свои, видя и оценивая чужие, иногда ужасаясь, иногда смеясь над ними, оцениваем ситуации и участвуем в них. Словом – существуем. Участвуем в бесконечном круговороте энергии, питаемся ею и выделяем её. Окружение постоянно обуславливает направления наших действий, их вид и количество. Именно из окружения всегда выделяется некто – такой странный и единственный, непонятный, а потому и интересный – учитель, перевернувший мысли, поставивший с ног на голову годами построенные убеждения и принципы. Один научил профессии. Другой – любить природу и животных, переломить в себе всё и подняться выше.

Источников мудрости бесконечное количество, стремящихся к ней – число конечное. Итог – наши возможности безграничны.

Важно, насколько человек умеет сам создать для себя систему познания, возбудить желание, поставить цели, найти пути, оценить результаты, выделить для себя необходимое и самое важное. Всему начало – желание, ведущее позднее к образованности, широте мысли и успешности. Желание учиться известному, новому и неведомому. Учиться ценить своих учителей, мудро формируя себя как маленькую ячейку истории. Ибо каждая наша мысль гениальна…

Рекомендации нашего школьного психолога для учеников
Как поладить с учителем (5 важных заповедей):
  1. Учителя – это люди, каждый день дающие тебе новые знания. Если ты учишься в первом, втором или третьем классе, у тебя только одна учительница, потом, в более старших классах, их будет несколько – каждый из предметов будут вести разные преподаватели.
  2. За школьную жизнь ты встретишь немало учителей, и все они будут очень разными. Одних ты будешь уважать и любить за их знания, справедливость и доброжелательность, другие будут казаться тебе занудами и злюками.
  3. Именно от учителей во многом зависит, будешь ли ты идти на уроки с радостью или же через силу, словно на каторгу. Поэтому отношения с преподавателями лучше не портить. Тебе не нужно становиться «зубрилкой» и занудой, чтобы понравиться учителю. Обычно таких ребят преподаватели не очень жалуют, потому что «зубрилки» дальше учебника ничего не видят, и с ними просто скучно.
  4. Какое впечатление ты производишь на свою учительницу? Если хорошее, то она будет относиться к тебе соответственно.
  5. Чтобы наилучшим образом зарекомендовать себя в глазах учителя, придерживайся следующих правил:
    • Не отвлекайся на уроке.
    • Не нужно бояться лишний раз обратиться за помощью к учителю, если ты что-либо не понял из её объяснений.
    • Не обманывай доверие.
    • Веди себя так, как полагается в школе.
    • Пойми, что учитель – тоже человек.
Советы школьного психолога по проблеме общения:

Если у ребят возникают психологические проблемы: проблемы общения со сверстниками, учителями, родителями или просто появляется интерес к психологии, они всегда могут обратиться к школьному психологу, психолог внимательно выслушает и поможет советом.

Самой распространенной психологической проблемой у ребят считается проблема общения. Зачастую она возникает из-за неадекватной самооценки. С помощью психолога можно выявить уровень самооценки и получить рекомендации по её коррекции.

Рекомендации школьного психолога учащимся с заниженной самооценкой:
  • Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.
  • Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог их добиться.
  • Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.
  • Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
  • Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.
  • Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.
  • Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удаётся действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.
  • Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чём ты не уверен.
  • Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.
  • Не сравнивай себя с «идеалом». Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.
  • Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.
  • Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою индивидуальность, которая заслуживает такого же уважения, как и любая другая.
Упражнения по коррекции заниженной самооценки:
  • Составьте список своих слабых сторон. Напишите их в столбик на левой половине листа бумаги. На правой половине напишите те положительные качества, которые можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но высокая работоспособность. Разверни и обоснуй контраргументы, найди им подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
  • Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить омлет или забивать гвозди. А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других? Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у других.
  • Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя. Учись делать сравнения в свою пользу.
  • Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а аргументировано их опровергать.
Рекомендации школьного психолога учащимся при завышенной самооценке:
  • Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей.
  • Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.
  • Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя».
  • Получив отказ в просьбе о чём-либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.
  • Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.
  • При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.
  • Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.
  • Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?
  • Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.
  • Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому.
  • Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.
  • Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.
Упражнения по коррекции завышенной самооценки:
  • Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-тибалльной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь, почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своём поведении, а не в окружающих тебя людях.
  • Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
  • Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трёх своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
  • Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например:
    • - я остроумен, но иногда бываю бестактным;
    • - у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль.
    Обязанности учителя:
  • - уважительное отношение к ученику и его родителям;
  • - знание возрастной психологии ученика;
  • - хорошее знание предмета;
  • - интеллигентность и эрудированность;
  • - повышение уровня знаний по предмету.
    Обязанности ученика:
  • - предоставление документа, объясняющего его отсутствие;
  • - выполнение всех заданий;
  • - сознательно относиться к учёбе;
  • - примерное поведение.

Пойми, что учителя – не враги, в задачу которых входит мучить тебя, а друзья, готовые прийти тебе на помощь в трудной ситуации.

Спасибо за внимание!

 

счетчики